Информация об авторе:
Чеснокова Т.Г.
Татьяна Григорьевна Чеснокова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9326-4520
Аннотация:
В разнообразии драматургических форм, представленных в творчестве Г. Филдинга, «большой» 5-актной комедии принадлежит особое место. Пьесы этого типа, вышедшие из-под пера писателя, в целом не пользовались успехом в театре (за исключением переделки «Скупого»). Их репутация у критиков также была невысокой и во многом остается такой до сих пор. Специфика драматургического таланта Филдинга, по общему мнению, наиболее ярко раскрылась в его театральных «бурлесках» и «сатирах» (от «Авторского фарса» до «Пасквина» и «Исторического календаря за 1736 год»), тогда как «большие» комедии будущего романиста оставались лишь поверхностной копией драматургии Реставрации с непоследовательными вкраплениями сентиментального морализма. Не претендуя на радикальную переоценку сравнительных достоинств малой и «большой» драматургии Филдинга, автор статьи подчеркивает, что правильные 5-актные комедии не были в творчестве писателя случайным эпизодом и в высокой степени отвечали его сознательным устремлениям. Не довольствуясь успехом своих малых пьес, Филдинг постоянно возвращался к крупной комедийной форме, находившейся в противоречивых отношениях притяжения и отталкивания с группой «нерегулярных» комических жанров. Путь эволюции филдинговской «большой» комедии показывает, что последняя служила необходимым звеном в развитии английской комедии от Реставрации к Шеридану — и далее, к позднему всплеску комедийного искусства «на границе» его классических форм (в частности, в творчестве О. Уайльда).