Информация об авторе:
Строганова М.В.
Мария Васильевна Строганова — кандидат филологических наук, журналист благотворительного фонда «Правмир».
E-mail:
Аннотация:
На рубеже XVII–XVIII вв. в европейской культуре происходит существенный сдвиг от религиозного типа мышления к светскому. В новой буржуазной цивилизации вера становится частным делом каждого, и церкви отводится гораздо более скромная роль, чем прежде. При этом церкви приходится отстаивать себя в полемике с деизмом, который является философской основой просветительского мировоззрения. В Англии XVIII в. не произошло такого драматического конфликта между просветительским мировоззрением и религией, как во Франции. Напротив, просветительская и англиканская мысль могли даже взаимодействовать в создании моральных императивов новой буржуазной цивилизации. Сама возможность подобного компромисса объясняет тот факт, что в английском просветительском и сентиментальном романе мы встречаем среди главных героев не только положительные, но даже несколько идеализированные образы священников. Это герои, сохранившие традиционные христианские идеалы и моральные требования, которые многим окружающим кажутся уже устаревшими, чересчур завышенными и «непрактичными», герои, которые отвергают погоню за достатком и счастьем как главную цель существования. На фоне других героев они выглядят наивными чудаками, попадая в положение Дон-Кихота, «неисправимого» идеалиста. В статье рассматриваются образы священников, созданные авторами трех классических романов XVIII в.: «Приключения Джозефа Эндрюса и его друга пастора Абрахама Адамса» Генри Филдинга, «Векфильский священник» Оливера Голдсмита и «Жизнь и мнения Тристама Шенди, джентльмена» Лоренса Стерна.