Информация об авторе:
Боборыкина Т.А.
Татьяна Александровна Боборыкина, кандидат филологических наук, доцент, ст. преподаватель Факультета Свободных Искусств и Наук СПбГУ, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Университетская набережная, д. 7-9, 199034 Санкт-Петербург, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8661-3435
E-mail:
Аннотация:
Новизна исследования заключается, прежде всего, в соединении имен поклонника «чистого искусства» Оскара Уайльда и мастера изображения русского купечества Александра Островского. Такая параллель может показаться странной, однако есть в творчестве этих писателей неисследованные области притяжения. Известно, что Островский проявлял интерес к Англии и английской культуре, также и для Уайльда характерны русские мотивы, при этом точками пересечения их художественных пространств можно назвать У. Шекспира и Ф.М. Достоевского. В общей для обоих писателей области — драматургии — также существуют определенные схождения. В основе комедий Уайльда лежит мелодрама, но при этом ирония, остроумные диалоги, парадоксы (вербальные и сюжетные) взрывают стереотипы жанра изнутри, приближая эти сценические произведения к новой, интеллектуальной драме, или драме идей. Одну из комедий Островского — «Без вины виноватые» — также традиционно относят к мелодраме, при этом заканчивается она едва ли не с уайльдовской долей остроумия и парадокса. Основные линии сюжета созвучны ведущему конфликту комедии Уайльда «Женщина, не стоящая внимания». В финале пьесы русского драматурга, написанной на десять лет раньше, звучат ироничные сентенции, которые почти дословно повторятся у писателя поздней Викторианской эпохи. Причина подобного сходства — общий источник: малоизвестная мелодрама А. Дюма-сына.