Информация об отв. редакторе:
Кузнецова Е.В.
Екатерина Валентиновна Кузнецова (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6045-2162
E-mail:
Аннотация:
Сборник статей «О. Уайльд и Россия: проблемы поэтики и рецепции» представляет собой коллективный труд исследователей творчества английского писателя, поставивших целью взглянуть на его наследие с учетом последних данных о его биографии, литературных и культурных связях. Центральной научной проблемой этого издания является отношение писателя к России, ее литературе, философской и социально-политической мысли, а также способы и контексты осмысления его творчества в Российской империи, СССР и в постсоветской России. Анализ этой двунаправленной рецепции позволяет сделать вывод о том, что Уайльд гораздо больше почерпнул из русской культуры, чем было принято считать ранее. С другой стороны, на протяжении более ста лет художественный мир писателя, его эстетические и философские идеи соотносились с самыми важными и актуальными проблемами в русской литературе, истории и общественной мысли. Через восхищение и создание биографического мифа, посредством заимствования образов, мотивов, стилистики и конкретных литературных приемов, несмотря на полемику, отрицание, порицание и предание забвению, благодаря открытию заново и перепрочтению его произведений неизменно шел процесс культурного обогащения и развития.
Ключевые слова: О. Уайльд, Россия, литература модернизма, эстетизм, поэтика, рецепция.
СОДЕРЖАНИЕ
Кузнецова Е.В.
«Путь к истине вымощен парадоксами»
Поэтика и философия
Боборыкина Т.А.
Поэтика драматургии О. Уайльда и А. Островского: парадоксы сближения
Чеснокова Т.Г.
Метаморфозы традиции в творчестве О. Уайльда-комедиографа: между комедией нравов и «хорошо сделанной пьесой»
Валова О.М.
Молодость как категория уайльдовской философии нереального
Белавина Е.М.
Оскар Уайльд и Марсель Пруст: от аудиального воображения к синестезии
Взгляд на Россию в творчестве О. Уайльда
Потницева Т.Н.
Фантазия О. Уайльда на русскую тему в английском стиле («Вера, или Нигилисты»)
Маркова Е.А.
Русские корни социальной философии О. Уайльда и ее восприятие в России начала ХХ в.
О. Уайльд и русский модерн
Михайлова М.В., Кудрицкая С.М.
О. Уайльд и А. Мирэ: творческие параллели
Иванова А.С.
«Баллада Рэдингской тюрьмы» О. Уайльда в переводе К. Бальмонта
Никульцева В.В.
«Вселенец, заключенный в смокинг дэнди…»: образ О. Уайльда в поэтической оценке Игоря-Северянина
Кузнецова Е.В.
«И афоризмы из Уайльда читаем, сидя на песке…»: поэтика афоризма и парадокса в творчестве И. Северянина
Филатов А.В.
О. Уайльд в жизни и творчестве Н.С. Гумилева
О. Уайльд в культуре советской и постсоветской эпохи
Морозова С.Н., Кузнецова Е.В.
О. Уайльд в критическом осмыслении К. Чуковского: история и эволюция
Чечнёв Я.Д.
Фигура О. Уайльда в советском культурном сознании 1920–1930-х гг.
Шахматова Е.В.
Драматургия О. Уайльда на сцене московских театров постсоветского периода (1990–2020 гг.)
Западноевропейская рецепция наследия О. Уайльда
Велигорский Г.А.
О. Уайльд в творчестве Кеннета Грэма: от «Заметок язычника» к «Ветру в ивах»
Гальцова Е.Д.
О возможных уайльдовских источниках пьесы А. Камю «Праведники» на «русскую тему»: «Вера, или Нигилисты»
Широкова Л.М.
Рецепция поэтики парадокса Оскара Уайльда в драматургии Тома Стоппарда
Приложение
Мирэ А.
[«Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Рецензия] (Подготовка текста и публикация: М.В. Михайлова, С.М. Кудрицкая)
Мирэ А.
Тюремные записки О. Уайльда [Рецензия] (Подготовка текста и публикация: М.В. Михайлова, С.М. Кудрицкая)