Информация об авторе:
Филатов А.В.
Антон Владимирович Филатов – кандидат филологических наук, преподаватель кафедры теории литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия; научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. В рамках проекта РНФ № 20-18-00003 работает по направлению «Оптимизация алгоритма сбора и росписи газетных материалов по русской литературе и журналистике в предреволюционную эпоху».
Аннотация:
Статья посвящена изучению влияния личности и творчества О. Уайльда на стратегию самопрезентации Н.С. Гумилева, а также на его художественные и публицистические тексты. Выдвигается гипотеза, что русский поэт уже в молодости сознательно ориентировался на модель поведения Уайльда и его героев, конструируя образ денди в стремлении компенсировать свою непривлекательную внешность. Данная стратегия оставалась актуальной для Гумилева до конца жизни, на что указывают воспоминания современников о поэте, носившем в постреволюционном Петрограде 1918–1921 гг. экзотическую оленью доху с меховой шапкой, а так- же лондонский фрак. Интерес к образу жизни и манерам англо-ирландского писателя подкреплялся у Гумилева пристальным вниманием к его творчеству. Об этом свидетельствуют реминисценции и цитаты из стихотворений и критических эссе Уайльда, а также его романа «Портрет Дориана Грея» и пьесы «Саломея», которые начинающий поэт использует в письмах к В.Я. Брюсову и В. Аренс, собственных стихотворениях, а затем и в критико-литературных рецензиях и статьях. В конце статьи высказывается предположение, что эссе «Упадок лжи» является одним из источников статьи Гумилева «О Верхарне» (1908), а также его сказочной поэмы «Северный раджа» (1908).