Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Яков Дмитриевич Чечнёв — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9439-0430

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Выбор темы исследования обусловлен необходимостью заполнения лакуны о рецепции фигуры Уайльда в СССР в 1920–1930-х гг. Цель исследования — показать основные линии в спектре восприятия англо-ирландского писателя в Советском Союзе. Принципиальным является упор не на собственно творчество Уайльда, а на то, каким образом имя этого автора использовалось представителями культуры этих лет, которых условно можно разделить на почитателей и хулителей, для достижения поставленных перед собой задач. Автор статьи показывает, что имя Уайльда в 1920-е гг. вошло в обиход в качестве героя книжных списков в ведущих периодических изданиях СССР — газетах «Правда» и «Известия». Через созданные писателем художественные образы осмыслялась повседневная жизнь и городские картины в дневниковых записях той поры. К афоризмам Уайльда прибегали для иллюстрации мысли, подкрепления каких-то положений не только его почитатели, но и противники. В 1930-х гг. усиливается негативное отношение к писателю. Он воспринимался критиками как представитель «буржуазного» общества, его образ, сложившийся во многом благодаря русским модернистам, воплощал в себе основные пороки Запада: сексуальные перверсии, чрезмерный эстетизм, невнимание к социальной проблематике искусства. В 1930-е гг. Уайльд стал героем одного эпизода полемики за новый социалистический метод — соцреализм и ускорил гибель крестьянского поэта П. Орешина. В заключении делается вывод, что на протяжении двух десятков лет после утверждения советской власти имя Уайльда все еще было актуальным в культурном сознании советского общества, однако к началу 1930-х гг. подверглось табуированию.

  • Ключевые слова: О. Уайльд, П. Орешин, рецепция, культурное сознание, советская литература, пятилетка.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу