Информация об авторе:
Чечнёв Я.Д.
Яков Дмитриевич Чечнёв — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9439-0430
E-mail:
Аннотация:
Выбор темы исследования обусловлен необходимостью заполнения лакуны о рецепции фигуры Уайльда в СССР в 1920–1930-х гг. Цель исследования — показать основные линии в спектре восприятия англо-ирландского писателя в Советском Союзе. Принципиальным является упор не на собственно творчество Уайльда, а на то, каким образом имя этого автора использовалось представителями культуры этих лет, которых условно можно разделить на почитателей и хулителей, для достижения поставленных перед собой задач. Автор статьи показывает, что имя Уайльда в 1920-е гг. вошло в обиход в качестве героя книжных списков в ведущих периодических изданиях СССР — газетах «Правда» и «Известия». Через созданные писателем художественные образы осмыслялась повседневная жизнь и городские картины в дневниковых записях той поры. К афоризмам Уайльда прибегали для иллюстрации мысли, подкрепления каких-то положений не только его почитатели, но и противники. В 1930-х гг. усиливается негативное отношение к писателю. Он воспринимался критиками как представитель «буржуазного» общества, его образ, сложившийся во многом благодаря русским модернистам, воплощал в себе основные пороки Запада: сексуальные перверсии, чрезмерный эстетизм, невнимание к социальной проблематике искусства. В 1930-е гг. Уайльд стал героем одного эпизода полемики за новый социалистический метод — соцреализм и ускорил гибель крестьянского поэта П. Орешина. В заключении делается вывод, что на протяжении двух десятков лет после утверждения советской власти имя Уайльда все еще было актуальным в культурном сознании советского общества, однако к началу 1930-х гг. подверглось табуированию.