Информация об авторе:
Потницева Т.Н.
Татьяна Николаевна Потницева — доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы, Днепровский национальный университет им. Олеся Гончара, пр. Гагарина, 72, 49010 г. Днепр, Украина.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4614-4080
Е-mail:
Аннотация:
Фокус внимания в статье сосредоточен на первой пьесе О. Уайльда, незаслуженно получившей оценку исследователей как неудача начинающего писателя со всеми приметами «несовершенства первой пробы пера». Между тем, как убеждает анализ, из пародийно-фарсовой манеры этого произведения, в которой уже видны приметы будущего эстетского парадоксального стиля Уайльда, возникала блестящая пародия на продукцию театра «плаща и шпаги», для едкой иронической критики которого автор избирает сюжет о русских заговорщиках и русском анархизме. Этот сюжет был подсказан и самим временем, и чрезвычайной популярностью произведений русской классики на тему нигилизма и русского анархизма. Среди них «Отцы и дети» И. Тургенева и «Бесы» Ф. Достоевского, с которыми Уайльд был знаком и которые «подключены» к игровому плану его пьесы. Пародийно-фарсовый, гротескный характер первого драматургического произведения Уайльда раскрывается в анализе бесконечных аллюзий, отсылок, реминисценций, игры смыслами и словоформами на разных уровнях произведения: сюжета, отдельных сцен, диалогов персонажей, места действия, выбора имен, цветосимволики, формировавшегося декоративного стиля. В истории заговора русских нигилистов — своеобразном «шабаше бесов» — автор «Веры», как убеждает произведение, соединяет многое, что он узнает из русской литературы, и многое, что будет творением его собственного воображения. Само слово «нигилизм» становится в произведении ключевым, концептуально важным, а уайльдовские нигилисты — обобщенным образом деспотичной идеологии, которая враждебна естественным человеческим отношениям.