Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Татьяна Николаевна Потницева — доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы, Днепровский национальный университет им. Олеся Гончара, пр. Гагарина, 72, 49010 г. Днепр, Украина.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4614-4080

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Фокус внимания в статье сосредоточен на первой пьесе О. Уайльда, незаслуженно получившей оценку исследователей как неудача начинающего писателя со всеми приметами «несовершенства первой пробы пера». Между тем, как убеждает анализ, из пародийно-фарсовой манеры этого произведения, в которой уже видны приметы будущего эстетского парадоксального стиля Уайльда, возникала блестящая пародия на продукцию театра «плаща и шпаги», для едкой иронической критики которого автор избирает сюжет о русских заговорщиках и русском анархизме. Этот сюжет был подсказан и самим временем, и чрезвычайной популярностью произведений русской классики на тему нигилизма и русского анархизма. Среди них «Отцы и дети» И. Тургенева и «Бесы» Ф. Достоевского, с которыми Уайльд был знаком и которые «подключены» к игровому плану его пьесы. Пародийно-фарсовый, гротескный характер первого драматургического произведения Уайльда раскрывается в анализе бесконечных аллюзий, отсылок, реминисценций, игры смыслами и словоформами на разных уровнях произведения: сюжета, отдельных сцен, диалогов персонажей, места действия, выбора имен, цветосимволики, формировавшегося декоративного стиля. В истории заговора русских нигилистов — своеобразном «шабаше бесов» — автор «Веры», как убеждает произведение, соединяет многое, что он узнает из русской литературы, и многое, что будет творением его собственного воображения. Само слово «нигилизм» становится в произведении ключевым, концептуально важным, а уайльдовские нигилисты — обобщенным образом деспотичной идеологии, которая враждебна естественным человеческим отношениям.

  • Ключевые слова: О. Уайльд, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, нигилизм, гротеск, фарс, пародия.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу