Информация об авторе:
Шахматова Е.В.
Елена Васильевна Шахматова — кандидат искусствоведения, доктор философских наук, доцент, Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Малый Кисловский пер., д. 6. 125009 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6159-7280
E-mail:
Аннотация:
В статье впервые воссоздана история сценических постановок про- изведений О. Уайльда на сцене московских театров постсоветского периода в течение трех десятилетий (1990–2020 гг.). В первое десятилетие обращение к Уайльду было связано с деидеологизацией социума и стремлением к эстетизму и эротизму. Наиболее популярным произведением этого периода стала «Саломея». Среди пяти постановок А. Сигаловой, К. Стрежнева, С. Воскресенской, Д. Брянцева и Р. Виктюка самая дол- гая сценическая жизнь досталась спектаклю театра Романа Виктюка. Главным итогом второго десятилетия (2000–2010) следует считать вступление в самостоятельную творческую жизнь учеников А. Васильева, которые воспитывались на текстах Уайльда и применили метод игровых структур мастера на практике. Две «Саломеи»: В. Агеева в театре «Модерн» и И. Яцко в «Школе драматического искусства» — обозначили новый этап в освоении сложной эстетики английского драматурга. Итоги третьего десятилетия взаимодействия московской сцены с произведениями Уайльда поразительно плодотворны. Если в первое и второе десятилетие появлялось не более десяти постановок, то за последние десять лет их оказалось более тридцати. Лидером по популярности можно считать «Кентервильское привидение», идущее на сценах как драматических, так и кукольных театров. По-прежнему востребована блестящая комедия «Как важно быть серьезным». Возникли очень интересные версии романа «Портрет Дориана Грея». «Идеальный муж» был поставлен трижды, а спектакль К. Богомолова в МХТ стал не только театральным, но и общественным событием сезона 2013 г.