Информация об авторе:
Чеснокова Т.Г.
Татьяна Григорьевна Чеснокова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
E-mail:
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9326-4520
Аннотация:
Многообразие литературных связей уайльдовских комедий и нити преемственности, соединяющие их с прошлым и будущим, ― одно из общих мест в изучении творчества писателя. На уровне формальной структуры комедиография Уайльда, в частности, испытала влияние английской комедии нравов XVII–XVIII столетий и европейской мелодрамы XIX в. (включая манифестации последней в наследии авторов, ассоциируемых с традициями «хорошо сделанной пьесы»). Мелодраматические элементы в комедиях Уайльда уравновешиваются (и отчасти нейтрализуются) чисто комедийными, а в последней и самой яркой из пьес 1890-х гг. ― «Как важно быть серьезным» ― и вовсе сходят на нет. Многократно отмеченные в «салонной» драматургии Уайльда черты «остроумной» комедии нравов и сентиментально-бытовой мелодрамы, выступают еще более выпукло, если сравнить комедии писателя с репрезентативными образцами названных направлений, содержащими комплекс мотивов, позднее использованных Уайльдом в какой-либо из его «светских» пьес. В статье намеченная задача решается посредством сравнительного анализа комедии «Веер леди Уиндермир» и драмы В. Сарду «Одетта», с которой ее объединяет ряд общих мотивов, а также комедий Г. Филдинга («Современный муж») и Уайльда («Идеальный муж»), в свою очередь демонстрирующих сюжетные переклички. Сопоставление помогает уточнить роль комедии и мелодрамы (особенно ― в их взаимодействии) в процессе реализации Уайльдом художественной программы эстетизма в первой половине 1890-х гг.