Информация об авторе:
Велигорский Г.А.
Георгий Александрович Велигорский — кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории «Rossica: русская литература в мировом художественном контексте» Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4316-4630
E-mail:
Аннотация:
В настоящей статье мы рассмотрим параллели между творчеством Оскара Уайльда и Кеннета Грэма, определим взаимное влияние этих писателей, общие истоки их творческих идей и корни эстетической философии (труды Дж. Рёскина, У. Пейтера, «братства прерафаэлитов»), и попробуем проследить, насколько правомерно проведение соответствующей параллели. Особое внимание мы обратим на образ мистера Тоуда, персонажа сказочной повести Грэма «Ветер в ивах», в котором, по мнению многих исследователей, отразился Уайльд — черты его внешности и характера, мировоззрение, вкусы (прежде всего эстетические) и поведенческие особенности. Отдельно мы проанализируем сцену из главы VI «Ветра в ивах» — суд над мистером Тоудом, в котором исследователи видят реминисценцию (если не пародию) на знаменитый процесс над Уайльдом. Сопоставив ключевые факты и суммировав все основные наработки исследователей, существующие на сегодняшний день, мы проследим, насколько жизнеспособна эта возникшая параллель и оправданно ли само по себе сближение, с одной стороны, этих двух писателей, а с другой — Уайльда и мистера Тоуда, героя сказочной повести.