Информация об авторе:
Азаров Ю.А.
Алексеевич Азаров — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2897-5526
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена творческой деятельности Юлия Айхенвальда, которую связывают с Серебряным веком в истории русской культуры. И в эмиграции, куда он не по своей воле отправился в 1922 г., его называли одним из самых ярких критиков эпохи, который превратил чтение литературы в искусство индивидуального восприятия, провозгласил приоритет сотворческого начала и непосредственно приблизил критику к читателю. Для него не существовало социума, были только личности: произведение искусства не следует оценивать с точки зрения общественной полезности, это всегда прямой диалог писателя и читателя, узнавать произведение означает создавать, читать значит писать, каждое произведение — автобиография его создателя. По его мнению, литература не отражает жизнь, а творит ее, ценность произведения состоит в его единичности и неповторимости, а критика является его непосредственным продолжением. Айхенвальд считал, что в попытке объяснения литературы неизменно терпит неудачу классовая точка зрения, исторический материализм. Вместе с тем бесспорные факты обнаруживают, что художественные произведения в сути своей не имеют органически общего ни с социальным положением своих творцов, ни с характером исторического периода. Несомненно, Айхенвальд внес значительный вклад в развитие литературной критики зарубежья, став одной из ее наиболее ярких фигур.