Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Екатерина Валентиновна Кузнецова  (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6045-2162

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена гендерному анализу кросс-культурного феномена под названием «Танец семи покрывал», возникшего благодаря драме О. Уайльда «Саломея». В статье решаются две исследовательские задачи: с одной стороны, обобщить и дополнить сделанные до нас наблюдения, касающиеся новой фемининности эпохи модерна, воплощенной в «Танце семи покрывал», а с другой стороны, обратиться к остававшейся вне поля зрения исследователей пародийной рецепции новой женственности и образа Саломеи. Представляется важным продемонстрировать эволюцию восприятия Саломеи и ее танца: от восхищения и ужаса до иронического отрицания и создания образа-антипода. Нами рассматриваются источники знаменитого танца, его семантика, психолого-социальная и культурологическая трактовки. В результате анализа делается вывод, что «Танец семи покрывал» в различных постановках и интерпретациях, а также сам образ Саломеи превратились в квинтэссенцию новой женственности: чувственной, порочной, истеричной, пугающей, смертельно опасной, но при этом обреченной и трагичной. Через вторичную метафоризацию эта губительная и эротически притягательная фемининность стала символом нового искусства модерна. Однако трагический образ инфернальной фемининности господствовал всего два десятилетия, в начале 1910-х гг. стала ощущаться усталость от него, хотя полностью он не ушел из культуры. Образ Саломеи как роковой женщины оказался объектом вольного или невольного пародирования, а сам танец вульгаризировался. Одноактную пьесу Н. Тэффи «Царица Таир» с подзаголовком «Приключение ассирийское» (1912 г., опубликована в 1913 г.) можно рассматривать как пародию на образ Саломеи и ее гипнотический танец.

  • Ключевые слова: Саломея, О. Уайльд, Н. Тэффи, новая фемининность, рецепция, пародия.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу