Информация об авторе:
Кузнецова Е.В.
Екатерина Валентиновна Кузнецова (Москва, Россия) — кандидат филологических наук, научный сотрудник ИМЛИ РАН.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6045-2162
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена гендерному анализу кросс-культурного феномена под названием «Танец семи покрывал», возникшего благодаря драме О. Уайльда «Саломея». В статье решаются две исследовательские задачи: с одной стороны, обобщить и дополнить сделанные до нас наблюдения, касающиеся новой фемининности эпохи модерна, воплощенной в «Танце семи покрывал», а с другой стороны, обратиться к остававшейся вне поля зрения исследователей пародийной рецепции новой женственности и образа Саломеи. Представляется важным продемонстрировать эволюцию восприятия Саломеи и ее танца: от восхищения и ужаса до иронического отрицания и создания образа-антипода. Нами рассматриваются источники знаменитого танца, его семантика, психолого-социальная и культурологическая трактовки. В результате анализа делается вывод, что «Танец семи покрывал» в различных постановках и интерпретациях, а также сам образ Саломеи превратились в квинтэссенцию новой женственности: чувственной, порочной, истеричной, пугающей, смертельно опасной, но при этом обреченной и трагичной. Через вторичную метафоризацию эта губительная и эротически притягательная фемининность стала символом нового искусства модерна. Однако трагический образ инфернальной фемининности господствовал всего два десятилетия, в начале 1910-х гг. стала ощущаться усталость от него, хотя полностью он не ушел из культуры. Образ Саломеи как роковой женщины оказался объектом вольного или невольного пародирования, а сам танец вульгаризировался. Одноактную пьесу Н. Тэффи «Царица Таир» с подзаголовком «Приключение ассирийское» (1912 г., опубликована в 1913 г.) можно рассматривать как пародию на образ Саломеи и ее гипнотический танец.