Информация об отв. редакторе:
Зусева-Озкан В.Б.
Вероника Борисовна Зусева-Озкан — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9537-108X
E-mail:
Аннотация:
В основу книги положены материалы Международной научной конференции «Фемининность и маскулинность в культуре модерна: Россия и зарубежье» (Москва, ИМЛИ РАН, 14–16 февраля 2023 г.). Авторы статей рассматривают, как в литературе и, шире, искусстве модерна осознавались и моделировались назревшие социальные и психологические перемены, связанные с происходившим гендерным переломом, расширением нормативных представлений о женственности, открытием женщиной собственного тела, а мужчиной — ограниченности «стандарта» мужского поведения. Исследуются компаративные сюжеты в гендерной перспективе, женские образы и их типология у ряда русских и западноевропейских писателей эпохи, репрезентация фемининного и маскулинного в критике и прессе, «женский вопрос» как политическая, социальная и философская проблема, эволюция мужских образов и представлений о маскулинности в целом. Книга адресована филологам, культурологам и всем интересующимся историей культуры, «женской» и «гендерной» историей.
Ключевые слова: фемининность, маскулинность, гендер, модерн, компаративное литературоведение, идентичность.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Компаративные сюжеты в гендерной перспективе
Н.И. Павлова. Роман Эллен Вуд «Ист Линн» в «английском коде» «Анны Карениной»
В.С. Трофимова. Диалог через века: Джон Уилмот, граф Рочестер, и Вера Крыжановская-Рочестер
Е.В. Кузнецова. «Танец семи покрывал» и новая фемининность модерна: от трагедии к пародии
Т.А. Купченко. Любовь как «жестокая муза»: значение эстетизма О. Уайльда в гендерной проблематике поэмы В.В. Маяковского «Про это»
В.Б. Зусева-Озкан. «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в проекциях М. Цветаевой и Н. Тэффи: смена гендерных акцентов
Женские образы и проблема конструирования фемининности
Ю.Ю. Анохина. «Две Сони»: образ Сони Мармеладовой в восприятии Вяч. Иванова и А. Бема
М.В. Михайлова. «Женский мир» на страницах произведений В.Г. Короленко
А.А. Орлова. Босячка, мать, распутница: характер и тело главной героини в рассказе М. Горького «Женщина».
Б.Н. Борисов. Платоновская героиня на rendez-vous (на материале «Технического романа» Андрея Платонова)
В.Д. Еречнева. Идеал и идентичность в романе Г. Гессе «Демиан» в контексте гендерной проблематики
Гендерная проблематика в литературной критике и прессе
Г.Н. Боева. Гендерный аспект полемики в прессе по поводу «Бездны» Леонида Андреева
В.Н. Крылов. Литературно-критическая рецепция ранней поэзии М.И. Цветаевой в контексте дискуссии о женском творчестве
К.В. Сарычева. Иностранные писательницы в литературной критике журналов «Женское дело» и «Женский вестник»
Ю.С. Ромайкина. Интегрирующий контекст литературных сборников «Земля» (1908–1917) сквозь призму гендерных исследований
Ю.С. Подлубнова. «Я в розовом платье, веселом и ярком…»: Женские литературные дебюты на Урале (1900–1930-е гг.)
«Женский вопрос» как социальная, политическая и философская проблема
А.Е. Рожкова. Повесть «Песня без слов» в контексте жизни и творчества С.А. Толстой
К. Боттески. Итальянские писательницы между женственностью и «феминизмом»: от объединения Италии до XX в.
Т.С. Матюнина. «Женский вопрос» в ранних рассказах Джин Рис
Я.Д. Чечнёв, Я.И. Аров. Конструирование фемининности в литературно-философском творчестве В.В. Розанова и Э.Ф. Голлербаха
А.Г. Гачева. Идеал психосинтеза и метаморфозы пола в философской и художественной практике А.К. Горского
Конструирование маскулинности
С.С. Воронцова. «Первая любовь» В. Брюсова и “Sanctus amor” Н. Петровской: от рецепции к полемике
А.В. Назарова. Смена гендерного «амплуа» в романе Е.Н. Чирикова «Семья»
О.Р. Демидова. Автобиографическая сага Эдуарда Лимонова: исповедь Супермена
Именной указатель (составитель А.М. Королева)