Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об отв. редакторе:

Вероника Борисовна Зусева-Озкан — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9537-108X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В основу книги положены материалы Международной научной конференции «Фемининность и маскулинность в культуре модерна: Россия и зарубежье» (Москва, ИМЛИ РАН, 14–16 февраля 2023 г.). Авторы статей рассматривают, как в литературе и, шире, искусстве модерна осознавались и моделировались назревшие социальные и психологические перемены, связанные с происходившим гендерным переломом, расширением нормативных представлений о женственности, открытием женщиной собственного тела, а мужчиной — ограниченности «стандарта» мужского поведения. Исследуются компаративные сюжеты в гендерной перспективе, женские образы и их типология у ряда русских и западноевропейских писателей эпохи, репрезентация фемининного и маскулинного в критике и прессе, «женский вопрос» как политическая, социальная и философская проблема, эволюция мужских образов и представлений о маскулинности в целом. Книга адресована филологам, культурологам и всем интересующимся историей культуры, «женской» и «гендерной» историей.

Ключевые слова: фемининность, маскулинность, гендер, модерн, компаративное литературоведение, идентичность.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 

Компаративные сюжеты в гендерной перспективе

Н.И. Павлова. Роман Эллен Вуд «Ист Линн» в «английском коде» «Анны Карениной»

В.С. Трофимова. Диалог через века: Джон Уилмот, граф Рочестер, и Вера Крыжановская-Рочестер 

Е.В. Кузнецова. «Танец семи покрывал» и новая фемининность модерна: от трагедии к пародии 

Т.А. Купченко. Любовь как «жестокая муза»: значение эстетизма О. Уайльда в гендерной проблематике поэмы В.В. Маяковского «Про это»

В.Б. Зусева-Озкан. «Сирано де Бержерак» Э. Ростана в проекциях М. Цветаевой и Н. Тэффи: смена гендерных акцентов

Женские образы и проблема конструирования фемининности

Ю.Ю. Анохина. «Две Сони»: образ Сони Мармеладовой в восприятии Вяч. Иванова и А. Бема

М.В. Михайлова. «Женский мир» на страницах произведений В.Г. Короленко

А.А. Орлова. Босячка, мать, распутница: характер и тело главной героини в рассказе М. Горького «Женщина».

Б.Н. Борисов. Платоновская героиня на rendez-vous (на материале «Технического романа» Андрея Платонова)

В.Д. Еречнева. Идеал и идентичность в романе Г. Гессе «Демиан» в контексте гендерной проблематики

Гендерная проблематика в литературной критике и прессе

Г.Н. Боева. Гендерный аспект полемики в прессе по поводу «Бездны» Леонида Андреева

В.Н. Крылов. Литературно-критическая рецепция ранней поэзии М.И. Цветаевой в контексте дискуссии о женском творчестве

К.В. Сарычева. Иностранные писательницы в литературной критике журналов «Женское дело» и «Женский вестник»

Ю.С. Ромайкина. Интегрирующий контекст литературных сборников «Земля» (1908–1917) сквозь призму гендерных исследований

Ю.С. Подлубнова. «Я в розовом платье, веселом и ярком…»: Женские литературные дебюты на Урале (1900–1930-е гг.)

«Женский вопрос» как социальная, политическая и философская проблема

А.Е. Рожкова. Повесть «Песня без слов» в контексте жизни и творчества С.А. Толстой

К. Боттески. Итальянские писательницы между женственностью и «феминизмом»: от объединения Италии до XX в.

Т.С. Матюнина. «Женский вопрос» в ранних рассказах Джин Рис

Я.Д. Чечнёв, Я.И. Аров. Конструирование фемининности в литературно-философском творчестве В.В. Розанова и Э.Ф. Голлербаха 

А.Г. Гачева. Идеал психосинтеза и метаморфозы пола в философской и художественной практике А.К. Горского 

Конструирование маскулинности

С.С. Воронцова. «Первая любовь» В. Брюсова и “Sanctus amor” Н. Петровской: от рецепции к полемике

А.В. Назарова. Смена гендерного «амплуа» в романе Е.Н. Чирикова «Семья»

О.Р. Демидова. Автобиографическая сага Эдуарда Лимонова: исповедь Супермена

Именной указатель (составитель А.М. Королева

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу