Информация об авторе:
Купченко Т.А.
Татьяна Александровна Купченко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5417-2017
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена раскрытию феномена любви и отношений между полами в творчестве В.В. Маяковского сквозь призму комплекса уайльдовских мотивов в поэме «Про это». Человеческая и творческая судьба О. Уайльда, воспринятая в свете идей страдания и тотального эстетизма, оказалась в этот период для Маяковского близким жизнетворческим мифом. Поэт накладывает на свою жизненную ситуацию уайльдовский «фильтр», переводя с его помощью факты действительности в литературу. Сопоставляются мотивы письма-дневника Маяковского периода написания поэмы «Про это» и письма О. Уайльда А. Дугласу “De Profundis”, созданного во время пребывания в Редингской тюрьме. Анализируются идеология эстетизма Уайльда и провокационная манера поведения Маяковского в период раннего футуризма. Показывается, что поиск основ для построения более совершенных отношений между полами связан у двух писателей с рефлексией мужского и женского начал в человеке. Чувствительность, выражаемая через «неканонические» для мужчин эмоции мягкости, нежности («облако в штанах»), нерешительности, признается связанной с проявлением женственной части мужского начала. «Женственная» часть души помогает мужчинам быть ближе к взаимодействию с Творцом, но и ставит их в конфликт с обществом (мотивы тюрьмы, суда, смерти). И у Маяковского, и у Уайльда страдание как оборотная сторона любви и его эстетизация вводят мотив жестокости возлюбленных (проявление маскулинной природы). Связь Страдания и Красоты оправдывает жестокость («Про это», «Баллада Редингской тюрьмы», письмо-дневник). Красота как высшее проявление идеи Любви позволяет Маяковскому поместить возлюбленную в Рай, а Уайльду — написать балладу, принимающую смертоносную силу любви.