Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Татьяна Александровна Купченко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5417-2017

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Статья посвящена раскрытию феномена любви и отношений между полами в творчестве В.В. Маяковского сквозь призму комплекса уайльдовских мотивов в поэме «Про это». Человеческая и творческая судьба О. Уайльда, воспринятая в свете идей страдания и тотального эстетизма, оказалась в этот период для Маяковского близким жизнетворческим мифом. Поэт накладывает на свою жизненную ситуацию уайльдовский «фильтр», переводя с его помощью факты действительности в литературу. Сопоставляются мотивы письма-дневника Маяковского периода написания поэмы «Про это» и письма О. Уайльда А. Дугласу “De Profundis”, созданного во время пребывания в Редингской тюрьме. Анализируются идеология эстетизма Уайльда и провокационная манера поведения Маяковского в период раннего футуризма. Показывается, что поиск основ для построения более совершенных отношений между полами связан у двух писателей с рефлексией мужского и женского начал в человеке. Чувствительность, выражаемая через «неканонические» для мужчин эмоции мягкости, нежности («облако в штанах»), нерешительности, признается связанной с проявлением женственной части мужского начала. «Женственная» часть души помогает мужчинам быть ближе к взаимодействию с Творцом, но и ставит их в конфликт с обществом (мотивы тюрьмы, суда, смерти). И у Маяковского, и у Уайльда страдание как оборотная сторона любви и его эстетизация вводят мотив жестокости возлюбленных (проявление маскулинной природы). Связь Страдания и Красоты оправдывает жестокость («Про это», «Баллада Редингской тюрьмы», письмо-дневник). Красота как высшее проявление идеи Любви позволяет Маяковскому поместить возлюбленную в Рай, а Уайльду — написать балладу, принимающую смертоносную силу любви.

  • Ключевые слова: В. Маяковский, Лили Брик, О. Уайльд, «Про это», “De Profundis”, «Баллада Редингской тюрьмы».

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу