Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Юлия Юрьевна Анохина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литера- туры им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8917-5445

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье впервые предпринимается сопоставительный анализ подходов Вяч. Иванова и А. Бема к образу Сони Мармеладовой, героини романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В фокусе внимания — книга Иванова «Достоевский: трагедия — миф — мистика» (1932) и работы Бема: «Сумерки героя (Этюд к работе: “Отражение ‛‘Пиковой дамы’ в творчестве Достоевского”)» (1931), «“Фауст” в творчестве Достоев- ского» (1937), «Достоевский. Психоаналитические этюды» (1938). Отмечено, что, хотя оба исследователя не задавались целью исследовать особенности понимания Достоевским женственности и женского, их рассуждения о Соне Мармеладовой показательны с точки зрения гендерного кода. Оба автора в осмыслении функций этого образа оставались в рамках свойственной модерну парадигмы мышления. Пражский исследователь говорил о Соне как о «зеркале» и «тени» Раскольникова. И А. Бем, и Вяч. Иванов видели в ней героиню-посредницу и были склонны к сакрализации ее образа (отмечали ее связь с Вечной Женственностью, Матерью-Землей, Софией). При этом в книге Иванова обнаруживаются инновативные тенденции, поскольку он указывал на индивидуально-личные черты, присущие внутреннему миру героини, признавал ее субъектность. Сделан вывод о том, что разница в восприятии героини обусловлена методологическими расхождениями иcследователей, а также принципиальным различием в понимании специфики художественного мира произведения.

  • Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Вяч. Иванов, Альфред Бем, Соня Мармеладова, конструирование фемининности, гендерный порядок.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу