Информация об авторе:
Анохина Ю.Ю.
Юлия Юрьевна Анохина — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литера- туры им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8917-5445
E-mail:
Аннотация:
В статье впервые предпринимается сопоставительный анализ подходов Вяч. Иванова и А. Бема к образу Сони Мармеладовой, героини романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. В фокусе внимания — книга Иванова «Достоевский: трагедия — миф — мистика» (1932) и работы Бема: «Сумерки героя (Этюд к работе: “Отражение ‛‘Пиковой дамы’ в творчестве Достоевского”)» (1931), «“Фауст” в творчестве Достоев- ского» (1937), «Достоевский. Психоаналитические этюды» (1938). Отмечено, что, хотя оба исследователя не задавались целью исследовать особенности понимания Достоевским женственности и женского, их рассуждения о Соне Мармеладовой показательны с точки зрения гендерного кода. Оба автора в осмыслении функций этого образа оставались в рамках свойственной модерну парадигмы мышления. Пражский исследователь говорил о Соне как о «зеркале» и «тени» Раскольникова. И А. Бем, и Вяч. Иванов видели в ней героиню-посредницу и были склонны к сакрализации ее образа (отмечали ее связь с Вечной Женственностью, Матерью-Землей, Софией). При этом в книге Иванова обнаруживаются инновативные тенденции, поскольку он указывал на индивидуально-личные черты, присущие внутреннему миру героини, признавал ее субъектность. Сделан вывод о том, что разница в восприятии героини обусловлена методологическими расхождениями иcследователей, а также принципиальным различием в понимании специфики художественного мира произведения.