Об авторе:
Игорь Алексеевич Виноградов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9151-4554
Е-mail:
Аннотация
В статье представлен анализ творческого диа- лога Н.В. Гоголя и художника А.А. Иванова в процессе создания последним знаменитой картины «Явление Мессии». В результате сопоставления предварительных эскизов художника, интерпретации одного из рисунков, сделанных Гоголем для Иванова, а также изучения сходных религиозно-политических взглядов писателя и живописца делается вывод об их плодотворном сотрудничестве в разработке замысла знаменитой картины. Среди композиционных мотивов, подсказанных Иванову Гоголем и воплощенных в «Явлении Мессии», — целый ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих христианских образов. Преображаемое в крещении древнее и современное человечество художник изобразил в очертаниях храма — воссотворяемого «падшего Адама», новозаветного Ноева ковчега — корабля Церкви, крещаемой языческой змеи- «ехидны». Последний образ находит себе соответствие в целом ряде художественных произведений Гоголя, от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мертвых душ». Глубокое единомыслие обнаруживают Гоголь и Иванов и в разработке главного мессианского содержания картины.