Информация об авторе:
Гумеров А.Ш., свящ.
Александр Шамильевич Гумеров, старший преподаватель, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ), Новокузнецкая ул., д. 23 Б, 115184 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3335-1141
E-mail:
Аннотация:
Православное богослужение активно использует библейский текст, который не просто звучит в храме, но и толкуется и комментируется через богослужебные тексты. Особый интерес представляют богослужебные тексты праздников, посвященных событиям евангельской истории. В таких случаях отрывок евангельского текста, повествующий об этих событиях, неоднократно звучит за праздничным богослужением, а гимнографические тексты не только поэтически перелагают его, но и объясняют его глубинный смысл. На примере богослужения праздника Сретения Господня, посвященного встрече Младенца Христа со старцем Симеоном (Лк 2:22–39), в статье приводятся образцы использования в богослужебных текстах всех основных принципов византийской экзегезы — исторического комментария, аллегорезы и типологических приемов.
Кроме того, в статье рассматриваются уникальные возможности осмысления библейского текста (а в частности, событий евангельской истории), которые открывает богослужебная традиция. Важнейшей особенностью восприятия и осмысления событий, описанных в Евангелии, в пространстве православного богослужения является «воспоминание» этих событий. При этом богослужебное «воспоминание» — это не мысленное возвращение к минувшему, а реальное переживание произошедших событий. События, о которых говорит библейский текст, для участников богослужения актуализируются. Празднуемые события осмысляются как происходящие здесь и сейчас. Подход православного богослужения стремится к тому, чтобы стереть грань между участником богослужения и событиями, описанными в евангельском тексте. Богослужение помещает молящегося в одну плоскость с евангельскими персонажами. Это отношение православного богослужения к библейскому тексту можно воспринимать, как особый уникальный способ комментирования текста.