Информация об авторе:
Лихачева С.Б.
Светлана Борисовна Лихачева, кандидат филологических наук, самозанятая, г. Москва, Россия.
E-mail:
Аннотация:
Успех Дж.Р.Р. Толкина как писателя многим обязан филологическим познаниям Толкина-ученого; профессиональное освоение эпических традиций прошлого позволило автору создать собственный эпос. От анализа древних текстов, подготовки критических изданий и переводов («Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», «Перл», «Беовульф»), через «сиквел» («Возвращение Беорхтнота») и «заполнение лакун» в германских эпосах автор приходит к созданию собственной мифологии, прочно укорененной в подлинной традиции. В статье мы рассматриваем три разных традиции, три источника материала, которым пользовался Толкин: древнеисландский материал, древнеанглийский материал, и «бриттский» материал, то есть артурологию. В «Возвращении Беорхтнота сына Беортхельма» как продолжении древнеанглийской поэмы «Битва при Мэлдоне» Толкин в точности воспроизводит как форму, так и идеологический контекст, становится соавтором безымянного поэта-англосакса, вместе с ним пересматривает историко-культурные стереотипы и констатирует их смену. В «дописанных» недостающих эпизодах «Старшей Эдды» («Новая песнь о Вельсунгах» и «Новая песнь о Гудрун») история Сигурда превращается в очередной пересказ или одну из версий предания о Турине Турамбаре: так эльфийская легенда оказывается включена в эпос народов северной Европы, а фрагмент скандинавского эпоса входит в состав легендариума Арды. В пересказе-переосмыслении артуровского мифа (аллитерационной «Гибели Артура») мы наблюдаем взаимопроникновение авторской и подлинной традиций — король Артур преданий и легенд уплывает в авторский миф Толкина: зримо размываются границы между толкиновским миром и миром европейских эпосов. «Вне-ардовские» тексты служат важной вехой на пути от научной работы с источниками к самостоятельному творчеству. Развивая возможности текстов оригинала, Толкин становится полноправным соавтором безымянных поэтов и хронистов и придает авторитетности собственному авторскому легендариуму, вписывая его в существующую, освященную временем традицию — посредством отголосков, отсылок, аллюзий и тщательно выстроенных подспудных связей.