Информация об авторе:
Топорова А.В.
Анна Владимировна Топорова — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь пл., д. 6, ГСП-3, 125993 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2669-7734
E-mail:
Аннотация:
В настоящей статье рассматривается традиция комментирования священных и светских текстов в ее эволюции от толкования книг Священного Писания в иудейской культуре через античные интерпретации философских и литературных произведений, а позже школьных образцов, к средневековому схоластическому методу. Выявляется связь техники комментирования с возникновением новых образовательных стратегий, в результате чего вырабатывается строгая схема изучения-комментирования автора, получившая название accessus ad autorem. На примере творчества Данте Алигьери анализируется, как происходит переход от комментирования «авторитетных» произведений к своим собственным с целью повышения статуса сочинений на народном (итальянском) языке. Предлагается новая жанровая атрибуция «Новой жизни» как комментария по преимуществу; при этом учитывается двойное значение слова «комментарий» как «воспоминание, мемуары» и как «толкование, интерпретация», характерное для рассматриваемой эпохи. Первая ступень дантовских комментариев — это воспоминания о событиях собственной жизни, пропущенные через фильтр авторского отбора и интерпретации. Вторая ступень — это прозаический комментарий к собственным стихам. Таким образом, «Новая жизнь» предстает как произведение не только об опыте юношеской любви Данте, преобразившей его жизнь и обозначившей ее перспективы, но и о его творчестве, представленном на фоне художественной литературы на вольгаре. Также прослеживается развитие теории комментирования в трактате «Пир», где Данте применяет метод выделения четырех смыслов, использовавшийся для толкования Священного Писания, к светским сочинениям. В завершение указываются основные направления литературной рефлексии и саморефлексии в «Божественной комедии».