Информация об авторе:
Сазонова Л.И.
Лидия Ивановна Сазонова, доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7457-3926
E-mail:
Аннотация:
В статье впервые изучается такой феномен как авторский комментарий, существующий в словесности риторического типа XVII–XVIII вв. внутри самого произведения как его органическая часть. В его функционировании важная роль принадлежит литературной теории. Поэт и писатель руководствуются детально разработанной в риториках и поэтиках системой приемов и правил, рекомендаций и материалов, подчиняя риторические принципы художественным задачам. Процесс синтеза элементов, составляющих произведение на всех его уровнях — языковом, жанрово-стилистическом, семантическом, — тесно соприкасался с аналитическим подходом, который и в Средние века, и в барокко, а затем и в XVIII в. являлся необходимым условием творчества. Для писателя барокко собственный текст — не только результат творчества, но и объект анализа, рефлексии. Авторская мотивировка становится неотъемлемой частью содержания композиции и эстетики сочинения. Роль и значение авторского комментария в построении произведения предопределены также осознанием писателями и теоретиками литературы своей деятельности как миссии в качестве творцов, наделенных совершенным, почти абсолютным знанием мира, что нашло выражение в чрезвычайно популярном понятии в эпоху гуманизма и барокко понятии «poeta doctus» («ученый поэт»), «artifex doctus» («ученый мастер», «ученый творец»), «poesia docta» («ученая поэзия»), «poeta-inventor» («поэт-изобретатель»). Авторский комментарий участвует в создании семантической структуры текста и общего значения произведения, в установлении глубинных соответствий между искусством и жизнью. Разрыв между знанием элитарным и профанным преодолевается путем введения в горизонт читательского восприятия важных категорий барочной поэтики и разнообразных формальных приемов, служащих выдвижению на первый план содержания произведения, предоставления информации о выборе названия произведения, его цели и намерениях автора, о жанровой форме и композиции текста, способах его прочтения и понимания. Автор, как наставник, посвящает читателя в правила чтения-дешифровки объемного, замысловатого, сложно устроенного текста. Такая интерпретация — своего рода трактат по поэтике как необходимое условие подготовки читателя к наиболее полному его восприятию. Авторское комментирование выходит за рамки предисловий и проникает в художественное пространство, участвуя в синтезе элементов, организующих содержание и форму произведений.