Информация об авторе:
Сергеева В.С.
Сергеева Валентина Сергеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела теории литературы, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4693-7723
E-mail:
Аннотация:
В данной статье рассматривается проблема соотношения документального и субъективного в тех случаях, когда перед исследователем оказывается описание события или конкретного человека, составленное по умолчанию пристрастными лицами или однобоко освещающее предмет описания. Исследовательское «визионерство» Н.Я. Эйдельмана, сочетание исторического подхода и инсайдерского взгляда на некоторые не до конца проясненные моменты восстания Черниговского полка (29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г.), с опорой на полухудожественные (воспоминания современников, не бывших притом очевидцами случившегося) и документальные тексты (следственные материалы) — это авторский метод, который позволяет психологически убедительно реконструировать возможный ход событий и внутреннюю мотивацию участников как бы с точки зрения одного из них. Сюжет переводится из чисто исторической в литературную, даже мифологическую плоскость, что вполне логично, учитывая возникновение в отечественной культуре ХХ века «мифа о декабристах» в целом; художественные произведения и рассказы отсутствующих ложатся рядом с документом и сами становятся документами, атрибутами «науки о человеке». При наличии массы субъективного и непроясненного (как в случае с Любарским эпизодом), творческая интерпретация текста становится несомненным вариантом его прочтения, а исторический комментарий позволяет содержанию сохранять нравственную актуальность и формировать читательскую позицию по отношению к ключевым героям. В свою очередь, мы, с опорой те же самые материалы, создаем параллельную реконструкцию событий, комментируя не только Горбачевского, чьи «Записки» послужили одним из основных источников для Эйдельмана, но и самого Эйдельмана, создавшего документально-литературный мир «Апостола Сергея».