Об авторе:
Елена Юрьевна Сафронова (Барнаул, Россия) — кандидат филологических наук, доцент Алтайского государственного университета.
ORCID ID: 0000-0002-0335-9890.
E-mail:
Аннотация
В статье исследуется динамика комического изображения «усадебного топоса» в русской литературе с середины XIX по начало XX в. В качестве материала рассмотрены роман Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного» (1859) и рассказ М.А. Кузмина «Набег на Барсуковку» (1914). Показано, что уже в период зрелого творчества Достоевского в русской литературе сложились узнаваемые штампы так называемой усадебной повести, которые автор «Села Степанчикова» пародирует в сатирическом ключе. В Серебряном веке, когда создавал свой рассказ Кузмин, складывался пассеистический идеал Золотого века русской «усадебной культуры» с его возвышенно-эстетизированным обликом, который снижается автором начала XX в. в юмористическом ключе. Таким образом, критика крайностей и перекосов «усадебной культуры» в произведении Достоевского носила более серьезный и радикальный, преимущественно социально-психологический характер по сравнению с ее отрицанием рядом писателей рубежа XIX–XX вв. с точки зрения «панэстетизма» Серебряного века.