Информация об авторе:
Дмитриева Е.Е.
Екатерина Евгеньевна Дмитриева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9692-8329
E-mail:
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00051, https://rscf.ru/project/22-18-00051/
Аннотация:
Статья посвящена исследованию процессов, происходивших с западноевропейскими литературно-артистическими усадьбами в период между их расцветом и дальнейшей музеефикацией. Это время, как правило, остается мало освещенным и в исследованиях, и в сознании тех, кто посещает превратившиеся в музеи замки. На примере двух художественных коммун, английского Редхаус и немецкого Ворпсведе, а также двух артистических вилл, расположенных на Лазурном берегу Франции (Иер маркизы де Ноай и Керилос Теодора Рейнаха) демонстрируется, что разрушение и приспособление арт-объектов к потребностям нового времени, бывшие неотъемлемой составляющей истории русских усадеб, маркировали также и историю западных поместий. Рассматривается особая форма музеефикации, инициатором которой становились сами хозяева поместий (Строберри Хиллз Хораса Уолпола, дом Пьера Лоти в Рошфоре, замок Монте-Кристо Александра Дюма). То соревновательное напряжение, которое может возникать у владельцев замков, совмещающих в одном лице одновременно литератора, архитектора и хозяина имения, демонстрируется на примере истории строительства замка Эбботсфорд шотландским романистом Вальтером Скоттом.