Информация об авторе:
Зайцев Д.В.
Дмитрий Вадимович Зайцев — аспирант, младший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0009-0009-2235-4591
E-mail: d_
Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 22-18-00347 «Раннее творчество И.А. Бунина: поэзия, проза, критика, публицистика, переводы (1883–1902 гг.)»)
Аннотация:
В статье анализируются синхронные литературные контексты «Песни о Буревестнике» М. Горького (1901) и предпринимается попытка установить ее генезис, вопреки сложившейся интерпретационной традиции. В 1900 г. в журнале «Жизнь» были опубликованы две подборки стихов, посвященных Горькому. В июньском номере — подборка К. Бальмонта, а в октябрьском — И. Бунина. Оба этих факта свидетельствуют о том, что произведения Бальмонта и Бунина могли восприниматься в сознании читателей как единое текстовое пространство, в рамках которого актуализировались значимые для истории создания «Песни» произведения. Так, стихотворение Бальмонта «Альбатрос» (1900), которое Горький выделял, и рассказ Бунина «Праздник» (1891) интерпретируются автором статьи как значимые претексты горьковского произведения. Делается вывод, что неоромантический народнический дискурс, ядром которого и является «Песня о Буревестнике», формировался под влиянием разных литературных сил, и его конфигурация на момент начала 1900-х гг. выглядела намного неожиданней и противоречивее, чем нам может представляться из перспективы последующих культурных наслоений.