Сборник: Русская усадьба и Европа: диахрония, ностальгия, универсализм
DOI: https://www.doi.org/10.22455/978-5-9208-0623-9-322-330
Год выпуска: 2020

PDF

Графова Е.О. Эпоха модерна (ар-нуво) в литературно-художественном осмыслении Мориса Метерлинка в контексте садов Хэнбери, Лигурия
Автор: Графова Е.О.

Об авторе:

Елена Олеговна Графова (Москва, Россия) — аспирант, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

ORCID ID: 0000-0002-5890-864X.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Сад — важнейший элемент «усадебного топоса». Идея садов Лигурии, созданных меценатами Дэниелом и Томасом Хэнбэри и ландшафтным дизайнером, ботаником и садовым архитектором Людовиком Винтером, заключается в том, чтобы собрать растения со всего света и дать им новое «прочтение» в садах «прекрасной эпохи». Это идея о путешествиях, о внимании к растениям, цветам, семена которых могут быть собраны в разных частях света (в Японии, Китае, Австралии, на Африканском континенте, в Северной и Южной Америке), это идея красоты, многообразия в простом и сложном. Образ цветка как уникаль- ного создания, чья жизнь преисполнена великого смысла — движения навстречу солнечному свету несмотря на препятствия, стоящие на его пути, — один из самых важных символов эпохи модерна. Красота цветка, который тянется к свету, — ключевая идея в сборнике эссе «Разум цветов» (1907) Мориса Метерлинка.

Ключевые слова: стиль ар-нуво (модерн), естествознание, ботаника, искусство, лепидоптерология, энтомология, сады XIX–XX вв., цветок.