Об авторах:
Наталья Николаевна Арсентьева — доктор филологических наук, профессор русской литературы Орловского гос. ун-та (1997–2000), преподаватель кафедры греческой и славянской филологии ун-та Гранады, рук. научно-исследовательской группы HUM404 HERMEKATE (tradición clásica), Кампус де ла Картуджа, Калле дель проф. Клавера, s/n, 18011 Гранада, Испания.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5616-1589
Роза Мария Морено Родригес — доктор медицинских наук, доцент кафедры патологической анатомии и истории медицины, Университет Гранады (Испания).
E-mail:
Аннотация:
В статье рассматривается связь русской литературы с развитием психиатрии конца XIX — начала XX в. путем изучения медицинского аспекта художественных дискурсов Достоевского и Андреева, а также анализа их произведений в свете нейрофизиологических предпосылок поведенческой психологии, теории, открытой Павловым и Бехтеревым, и учения об адаптивных реакциях на стресс, предложенного Гансом Селье. На подступах к теме мы остановимся на вопросе о различии языка науки и литературы в постановке и разрешении проблем человеческой психики, вызванном спецификой данных сфер познавательной деятельности человека: если в основе научного дискурса лежит теория и практика терапии, предполагающей разработку лекарственных средств, воздействующих на функционирование мозга, то роль литературы заключается в поиске различных форм словесной объективации жизни личности. Наше исследование сосредоточено на изображении психологического состояния литературных героев, оказавшихся перед лицом фрустрации и испытывающих ощущение собственного бессилия, с точки зрения двух исторически сложившихся научных парадигм: восходящего к античности традиционного изучения взаимоотношения между эмоциями и разумом в составе души и нейрофизиологического подхода к умственным расстройствам, связанного с проявлением соматических реакций вследствиe психологической декомпенсации. Оба автора совпадают в изображении психопатологических и соматических коррелятов, к которым относятся безумие, паралич воли или смерть. В то же время мы оставляем открытым вопрос о том, являются ли творческие открытия Достоевского и Андреева независимыми звеньями в эволюционной цепочке культуры или свидетельствуют о тесном взаимодействии литературы и науки.