Об авторе:
Ильдико Мария Рац — доктор философии (PhD), Университет им. Лоранда Этвеша, Факультет Гуманитарных Наук, st. Museum, 6–8, 1088 Budapest, Hungary.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2289-7114
E-mail:
Аннотация:
Память, как и искусство, творческий, созидательный акт, что прекрасно ощутимо и в работах Ивана Бунина, и Владимира Набокова. Родство памяти с творчеством подтверждает и то, что определяющим в обоих процессах является внутренний чувственный мир творящего субъекта. Одной из своих точек соприкосновения, как и необычайной чуткостью и Бунин, и Набоков обязаны тому, что оба они не верят во время. И в первом романе Набокова, и в повести Бунина «Митина любовь», время сознания разъединено с физически измеримым временем рассудка. В мире их героев ключевая роль принадлежит различным формам проявления памяти: индивидуальной, исторической и даже архаической. Связь с прошлым раздвигает границы личностного бытия их героев, позволяет индивиду ощутить себя частью Единого Целого. Бунинским персонажам, воплотившим идеал вечной женственности, свойственно оживать в памяти. И подобно розе Иерихона, в написанных в эмиграции рассказах Бунина историческая Россия тоже оживает, становится вневременной темой исторической памяти. Акт памяти отдаляет нас от настоящего, благодаря ему снова проживаешь прошлое «живой жизнью».