Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-436-464
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Дмитриев А.П. Об изданиях сочинений А.С. Хомякова и задачах на будущее: неизвестное, неопубликованное, несобранное
Автор: Дмитриев А.П.

Об авторе:

Андрей Петрович Дмитриев — доктор филологических наук, заведующий Центром по изучению традиционалистских направлений в русской литературе Нового времени, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034, г. Санкт-Петербург, Россия; Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, ул. Николаева, д. 8, 630090, г. Новосибирск, Россия

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В статье на материале неопубликованных архивных документов (главным образом эпистолярных) освещаются неизвестные подробности подготовки Полного собрания сочинений А.С. Хомякова, выдержавшего с 1861 по 1907 г. пять изданий; исследуются их отличия друг от друга. Дается аннотированный библиографический обзор лучших изданий Хомякова, которые увидели свет в Русском Зарубежье и в СССР, а также в России в последние 30 лет. В преддверии выхода современного академически выверенного Полного собрания сочинений писателя в 10 томах, подготовленного при Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН под руководством Б.Ф. Егорова, рассказывается о наиболее существенных достижениях исследовательской группы, прежде всего, о находках в архивах и периодике неизвестных произведений Хомякова и публикации его творческих рукописей. Для некоторых из них («Песнь казака», «Опыт улучшения зимних дорог укатыванием» и др.) приведены уточненные датировки. Ряд текстов («Гений», «Пономарь») впервые атрибутирован Хомякову по стилистическим и тематическим особенностям, а также мемуарным свидетельствам. По беловым автографам впервые публикуются фрагменты стихотворений «Гимн зиме» и «Пономарь», а в приложении к статье — полный текст баллады Хомякова «Пленный» (начало 1820-х гг.).

Ключевые слова: А.С. Хомяков, Полное собрание сочинений, текстология, книговедение, цензура, архивные исследования, комментарий, И.С. Аксаков, Н.П. Гиляров-Платонов, Ю.Ф. Самарин, Б.Ф. Егоров.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-417-435
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Дмитриева Е.Е. Национальная идея и призыв к взаимопониманию: поздний В.Ф. Одоевский в спорах России и Запада
Автор: Дмитриева Е.Е.

Об авторе:

Екатерина Евгеньевна Дмитриева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

ORCID ID: 0000-0001-9692-8329.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Работа посвящена двум сюжетам писем В.Ф. Одоевского, которые в глобальном плане могут быть рассмотрены как попытка писателя выстроить диалог с европейцами, призвать их к пониманию России и русских, устранить пропасть в культурном взаимодействии стран. Автор статьи обращается к упоминанию брошюры «О русских печах» в переписке Одоевского с тетушкой императора Александра II, отмечает повышенное внимание Одоевского к теме печного отопления и в целом к образу печи, неоднократно появляющемуся в его художественном творчестве. В работе демонстрируется возвращение писателя к сюжету о взаимодействии русского и немца и причудливо обыгранному перениманию опыта одного у другого в деле топки печи. Большой интерес представляет подробно описанная в статье полемика Одоевского с Альфонсом Карром, развернувшаяся на страницах журнала «Avenir de Nice». Аналитическое изучение острого журнального спора позволяет автору статьи выделить центральную проблему непонимания иностранцами России, которая пронизывает не только художественные и публицистические произведения Одоевского, но и его переписку с великой княгиней Марией Павловной, постоянно находившейся между Петербургом и Веймаром, и не понаслышке знавшей о сложностях взаимодействия России и Западной Европы.

Ключевые слова: Одоевский, великая княгиня Мария Павловна, Россия, Запад, проблема культурного взаимодействия, журнальная полемика, Рубинштейн, Альфонс Карр.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-312-416
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Богданова Т.А. Русские иерархи в их переписке: письма к архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову) (1842–1849 гг.)
Автор: Богданова Т.А.

Об авторе:

Татьяна Александровна Богданова — кандидат исторических наук, доктор церковной истории, старший научный сотрудник, Российская национальная библиотека, ул. Садовая, д. 18, 191069, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

Впервые публикуемые письма к архиепископу Воронежскому и Задонскому Игнатию (Семенову) его современников относятся к 1842–1849 гг. — периоду служения преосвященного в Донской и Воронежской епархиях. Помимо сведений о различных событиях, письма содержат информацию об отношениях между иерархами, поддерживаемых чрез годы связях учителя и ученика, восприемника и постриженика, сокурсников по академии или семинарии. В числе корреспондентов архиепископа Игнатия — митрополиты Филарет (Амфитеатров) и Филарет (Дроздов) (оба они участвовали в хиротонии архимандрита Игнатия в епископа Старорусского), архиепископ свт. Арсений (Смирницкий), архиепископ Григорий (Постников), впоследствии митрополит Петербургский, а также ученик Игнатия по Санкт-Петербургской Духовной академии — будущий митрополит Киевский Арсений (Москвин), архиепископ Иаков (Вечерков) и др. Вводная статья к публикуемым письмам содержит подробную биографическую справку, составленную по архивным и редким источникам. В ней охарактеризованы эпоха, место и роль преосвященного Игнатия в церковной истории, прояснены обстоятельства, сопровождавшие письма. Публикуемые эпистолярные документы оснащены биографическими справками о корреспондентах архиепископа Игнатия и обширным научным комментарием.

Ключевые слова: эпистолярное наследие, Игнатий (Семенов), Анастасий (Ключарев), Арсений (Москвин), Григорий (Постников), Илиодор (Чистяков), Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров).
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-177-311
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Часин Е.В. Троицкий список Воспоминаний схимонаха Селевкия (Трофимова) о странствиях по Православному Востоку
Автор: Часин Е.В.

Об авторе:

Евгений Васильевич Часин — магистрант, Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 141300, Московская область, г. Сергиев Посад, Россия

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 Аннотация

«Рассказ афонского пустынника схимонаха Селевкия про себя, как он, выйдя из-под Балканских гор, странствовал по России, Палестине, Афону», написанный в середине XIX в., впервые публикуется по Троицкому списку из фондов Российской государственной библиотеки. Во вступительной статье описаны отличительные особенности этого списка в сравнении с Афонским, охарактеризованы основные этапы жизни схимонаха Селевкия (Трофимова). Мемуарист подробно излагает историю своего пути к Богу, странствований по святым местам России, Турции, Палестины и Афона. Его наблюдательность сказалась в описаниях храмов, монастырей, многих святынь, в зарисовках встреч с разными людьми; это яркие и колоритные образы представителей разных социальных слоев общества: дворяне, купцы, военные, простые монахи и известные духовники, паломники и даже разбойники, пытавшиеся его ограбить и погубить. В описании афонского периода своей жизни отец Селевкий приот- крывает завесу сокровенной жизни подвижников Святой Горы, их духовных подвигов, мистического опыта, традиций и обычаев Афона. «Рассказ» схимонаха Селевкия представляет особую историко-культурную ценность, поскольку многое из увиденного им не сохранилось до наших дней.

Ключевые слова: Россия, Палестина, Афон, Русская Православная Церковь, схимонах Селевкий (Трофимов), мемуары, паломничество.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-159-176
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Виноградов И.А. Н.В. Гоголь и А.А. Иванов в работе над картиной «Явление Мессии»
Автор: Виноградов И.А.

Об авторе:

Игорь Алексеевич Виноградов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002- 9151-4554

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Аннотация

В статье представлен анализ творческого диа- лога Н.В. Гоголя и художника А.А. Иванова в процессе создания последним знаменитой картины «Явление Мессии». В результате сопоставления предварительных эскизов художника, интерпретации одного из рисунков, сделанных Гоголем для Иванова, а также изучения сходных религиозно-политических взглядов писателя и живописца делается вывод об их плодотворном сотрудничестве в разработке замысла знаменитой картины. Среди композиционных мотивов, подсказанных Иванову Гоголем и воплощенных в «Явлении Мессии», — целый ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих христианских образов. Преображаемое в крещении древнее и современное человечество художник изобразил в очертаниях храма — воссотворяемого «падшего Адама», новозаветного Ноева ковчега — корабля Церкви, крещаемой языческой змеи- «ехидны». Последний образ находит себе соответствие в целом ряде художественных произведений Гоголя, от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» до «Мертвых душ». Глубокое единомыслие обнаруживают Гоголь и Иванов и в разработке главного мессианского содержания картины.

Ключевые слова: Гоголь, Александр Иванов, биография, творчество, интерпретация, общественная идеология, духовное наследие
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-126-158
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Виноградов И.А. Религиозный замысел комедии Н.В. Гоголя «Игроки»
Автор: Виноградов И.А.

Об авторе:

Игорь Алексеевич Виноградов — доктор филологических наук, главный научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002- 9151-4554

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

Аннотация

Исследуется основополагающая, сюжетообразующая для комедии Н.В. Гоголя «Игроки» (1842) мысль о том, что игнорирование секуляризованным обществом духовных идеалов, ориентация лишь на «техническое» совершенствование приводят к исчерпанию кредита доверия между людьми, без которого существование любого общественного института невозможно. Оригинальность гоголевского замысла заключается в том, что обыкновенную карточную игру он сумел поставить в один ряд с многочисленными явлениями общественной жизни, в которой со времен Петра I и Екатерины II «вообразительные» ценности, основанные на условном признании их действительными, стали играть куда большую роль, чем в допетровской Руси. Пьеса рассматривается в контексте всего творчества писателя; устанавливается связь ее содержания с «Ревизором» (1836), «Мертвыми душами» (1842), книгой «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), другими произведениями Гоголя.

Ключевые слова: Гоголь, художественное творчество, авторский замысел, интерпретация, духовное наследие.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-116-125
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Бурмистрова С.В. Рецепция сюжета о пути в Дамаск в поэме В.А. Жуковского «Агасфер»
Автор: Бурмистрова С. В.

Об авторе:

Светлана Владимировна Бурмистрова — кандидат филологических наук, доцент, Московская духовная академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 141300, г. Сергиев Посад, Московская область, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000- 0003-3852-9797

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

 

Аннотация

В статье анализируется вершинное произведе- ние В.А. Жуковского — поэма «Агасфер» (1852) в контексте апостольского сюжета о пути в Дамаск. Использование сюжета о пути в Дамаск в качестве интерпретационной модели поэмы «Агасфер» позволяет уточнить авторскую концепцию спиритуального преображения героя, а также прокомментировать особенности рецепции апостольского текста в творчестве Жуковского. Основные сюжетные фазы апостольского дискурса об обращении Савла, представленные в книге Деяний святых апостолов, прочитываются в повествовании о духовной трансформации героя поэмы Жуковского. В основе обоих сюжетов — мотив пути, символизирующий ментальное движение от духовного заблуждения к истинной вере, от смерти к жизни, от утраты смысла собственного существования к обретению способности понимать действие Божественного Промысла в масштабах не только своей судьбы, но и мироздания. В результате исследования автор приходит к заключению, что апостольский текст о пути в Дамаск осмысляется в поэме Жуковского в качестве архетипа покаяния и духовного перерождения личности. Аллюзивные отсылки к апостольскому дискурсу об обращении Савла содержатся не только на уровне сюжетной организации поэмы, но также обнаруживаются в мотивной, персонажной системе «Агасфера».

Ключевые слова: Жуковский, апостольский текст, сюжет о пути в Дамаск, «Агасфер», религия, духовное преображение, субъектная трансформация, апостол Павел, архетип покаяния.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-62-115
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Афанасьев Э.Л. Митрополит Платон (Левшин) — публицист
Автор: Афанасьев Э.Л.
Ключевые слова: русская словесность XVIII в., историко-ли- тературный процесс, митрополит Платон (Левшин), духовная био- графия, проповеди, публицистика.
Сборник: Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность. Выпуск 2
DOI: 10.22455/Lit.pr.2020-2-3-61
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Крашенинникова О.А. «О поругании Указов Петра Великаго» (1734) Феофана Прокоповича: к истории споров о судьбах монашества в России в XVIII в.
Автор: Крашенинникова О.А.

Об авторе:

Ольга Александровна Крашенинникова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069, г. Москва, Россия

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация

В предлагаемой статье впервые анализируется полный текст возражения Феофана Прокоповича (1681–1736) на сочинение Маркелла Радышевского († 1742) о монашестве ([Возражение на Объявление о монашестве] 1730 г.), выясняются обстоятельства и мотивы его создания. В полемическом трактате 1734 г. Прокопович полемизирует с наиболее важными положениями сочинения Радышевского, отстаивая взгляды сподвижников Петра I на монашество и церковь. В своем опровержении Прокопович выступает как убежденный единомышленник Петра I и его церковной реформы, сторонник неограниченной самодержавной власти и безусловного подчинения Церкви главе государства. Он полемизирует с важнейшими аргументами сочинения Радышевского, защищая основные положения петровского указа о монашестве 1724 г. Первая полная публикация возражения Прокоповича даст наглядное представление о характере идейных и религиозных споров петровского времени, сути и накале полемики между церковными реформаторами и консерваторами в эпоху становления Российского государства в XVIII в.

Ключевые слова: Феофан Прокопович, Маркелл Радышевский, указы, Петр I, защита монашества, реформа Церкви, полемика, судьбы монашества.
Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-311-322
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Спиваковский П.Е. Усадебная трансгрессия в рассказе Владимира Сорокина «Настя»
Автор: Спиваковский П.Е.
Ключевые слова: В.Г. Сорокин, «Настя», метамодернизм, Серебряный век, усадь- ба, трагическое, трансгрессия.
Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-296-310
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Богданова О.А. «Усадебный миф» в литературе русского постмодерна: деконструкция или реконструкция?
Ключевые слова: русская усадьба, «усадебный миф», модернизм, неомифологизм, рубеж XX–XXI вв., постмодерность, постмодернизм, неомодернизм/метамодер- низм, деконструкция.
Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-283-295
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Марков А.В. «Усадебный текст» в поэзии советских шестидесятников: Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Б.А. Ахмадулина
Автор: Марков А.В.
Ключевые слова: шестидесятничество, поэтика, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, «усадебный текст».
Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-273-282
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Строганова Е.Н. От усадьбы к коммуне: судьбы дворянских имений в 1920–1930-е гг. (на материале «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко)
Автор: Строганова Е.Н.
Ключевые слова: борьба с беспризорностью, разоренные усадьбы, колония им. М. Горького, А.С. Макаренко, «Педагогическая поэма», формирование «нового человека».
Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-262-272
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Акимова А.С. Своеобразие «усадебного топоса» в романе А.Н. Толстого «Петр Первый»
Автор: Акимова А.С.
Ключевые слова: А.Н. Толстой, роман «Петр Первый», «усадебный топос», крестьянские дворы, городская усадьба, усадьба В.В. Голицына, И.Е. Забелин, С.М. Соловьев.
Сборник: Феномен русской литературной усадьбы: от Чехова до Сорокина+
DOI: 10.22455/978-5-9208-0627-7-252-261
Год выпуска / Year: 2020

PDF

Перепелкин М.А. Структура и смысл «усадебного топоса» в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»
Автор: Перепелкин М.А.
Ключевые слова: А.Н. Толстой, «Детство Никиты», усадьба, план усадьбы, усадебное пространство, двор, людская, каретник, метаморфоза, усадьба как космос, космос как усадьба.