Об авторе
Екатерина Евгеньевна Дмитриева — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры сравнительной истории литератур, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9692-8329
E-mail:
О редакторе
Георгий Александрович Велигорский — кандидат филологических наук, научный сотрудник лаборатории «Rossica: русская литература в мировом художественном контексте» Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4316-4630
E-mail:
Издание подготовленов ФГБУН «ИМЛИ им. А.М. Горького РАН» за счет средств Российского научного фонда (РНФ),проект № 18-18-00129 «Русская усадьба в литературе и культуре:отечественный и зарубежный взгляд»
Редакционная коллегия серии:
О.А. Богданова (председатель), Е.Е. Дмитриева, М.В. Скороходов, Е.В. Глухова, М.С. Акимова, Г.А. Велигорский
Ответственный редактор пятого выпуска:
Г.А. Велигорский
Аннотация
В предлагаемой читателю книге в сравнительно-историческом аспекте представлен феномен русской усадьбы и западноевропейского замка как реальных артефактов быта и культуры, породивших особый тип литературы, который в русской традиции принято называть усадебной, а в европейской — литературными замками (châteaux littéraires). Хронологические рамки исследования — конец XIX — первая половина ХХ века, что не исключает отдельных экскурсов как в более ранние, так и в более поздние времена.
Книга состоит из пяти частей. В первой части внимание концентрируется преимущественно на тотальном истреблении русских усадеб и почти массовой эмиграции тех, кто эти усадьбы населял, после революции 1917 г. Отдельно рассматриваются примечательные попытки воскрешения русской усадебной жизни в эмиграции (швейцарская вилла С.В. Рахманинова и французские виллы И.А. Бунина). Вторая часть книги посвящена художественным колониям, коммунам и дачам: знаменитому Редхаусу — месту осуществления утопии прерафаэлитов (Англия), артистической коммуне Ворпсведе (Германия) и др. В третьей части усадьба (замок) рассматривается как пространство инициации. Тема эта прослеживается одновременно на материале и примере усадеб исторических и литературных (Версаль, Вёрлиц, усадьба Лашенэ, Кинта де Регалей- ра, Дорнах, а также текстов Бастида, Бекфорда, Байрона, герцогини Дюра, Стендаля, Ж. Грака и др.). Четвертая часть посвящена истории усадебных стилизаций, архитектурных, живописных и литературных (среди них — Строберри Хилл Г. Уолпола, вилла Керилос Т. Рейнаха, версальские акварели А. Бенуа, романы Р. де Буалева и М. Кунд ры). Последняя часть книги обращена к феномену западноевропейского замка и его использованию как пространства жизнетворчества (замки маркиза де Сада, госпожи де Сталь, М. Пруста, Ф. Мориака и А. Вяземски).
Издание обращено как к профессионально ориентированному читателю: ученому, преподавателю, аспиранту, студенту, — так и к широкому кругу любителей русской усадьбы и ее отражения в литературе и искусстве.