Информация об авторе:
Бобылев Б.Г.
Борис Геннадьевич Бобылев — доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ, иеродьякон Нафанаил, магистр богословия, независимый исследователь, г. Новосиль, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5939-6375
E-mail:
Аннотация:
Статья посвящена предметно-дидактической концепции учебной дисциплины «Филологический анализ художественного текста» (ФАХТ) в системе профессиональной подготовки учителей-русистов для инонациональной школы. В качестве методологической основы концепции выступает лингводидактическая традиция, заложенная в трудах академика РАО Н.М. Шанского: учет разнообразных особенностей освоения русской словесной культуры носителями других языков. Характеризуется современная языковая и образовательная ситуация в Республике Абхазия, а также в других русскоязычных анклавах постсоветского пространства. Указывается, что русская классическая литература представляет собой высшее и наиболее совершенное воплощение национальной языковой личности. Отмечается, что сохранение и возрождение Русского мира предполагает доведение до ясного понимания, людей этого факта, а также раскрытие всей духовной силы и всечеловечности классической литературы России. Подчеркивается, что одной из главных методологических основ курса ФАХТ является оптимальное сочетание эмоционально-интуитивного и рационально-логического аспектов восприятия и понимания литературного произведения. Характеризуется трехуровневая методика ФАХТ в инонациональной аудитории. Раскрывается объясняющая сила данной методики, которая способствует раздвижению границ понимания смысла, заложенного в тексте. Показывается связь предлагаемой техники анализа и понимания художественного текста с психолингвистической теорией Н.И Жинкина, где раскрываются механизмы освоения воспринимающим субъектом кода, который опредмечивает смысл, заложенный в художественном тексте. При этом понимание рассматривается не только как восприятие идеи художественного целого, но и как этап духовного роста. В статье приводится вариант программы курса ФАХТ, ориентированный на абхазскую аудиторию.