Информация об авторе:
Маццола Е.
Елена Маццола, кандидат филологических наук, переводчик, директор Центра Европейской Культуры «Данте», Театральный пер., д. 4, 61057 г. Харьков, Украина.
E-mail:
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу определения действительных границ романа «I promessi sposi» («Обрученные») итальянского писателя XIX века А. Мандзони. Читателю открывается, прежде всего, сложная и многосоставная структура произведения, в котором присутствуют две различные текстовые части — сам роман и повесть «Storia della colonna infame» («История позорного столба») — вместе с целой системой иллюстраций, полностью выдуманных самим автором. В окончательной версии произведения, датированной 1840-42 годами и изданной Мандзони, слова и образы совместно порождают единый, целостный, и одновременно и трехчастный текст. Большинство критиков до сих пор не воспринимают триединую структуру «Обрученных» в качестве основного фактора для понимания смысла произведения. Однако именно таким сам автор захотел увидеть текст в завершенном виде, после того как он работал над ним больше десяти лет, существенно изменяя его не один раз. В статье предлагается обший обзор иллюстраций «Обрученных», созданных художником Гонином (и другими мастерами, работавшими под его руководством) вместе с Мандзони, а также первая попытка их анализа и классификации. Учитывая постоянное вмешательство Мандзони в работу художников, его стремление самому определять мельчайшие детали воплощения рисунков (техника, приемы, цвета, источники, расположение в системе изображение-изображение и изображение-текст) и напрямую участвовать в процессе создания виньеток, можно утверждать, что иллюстрации романа возникли и функционируют как очень специфический тип комментария автора произведения к своему собственному тексту.