Выберите язык

logo ed big

Институт мировой литературы
им. А.М. Горького
Российской академии наук

Издательство ИМЛИ РАН

Институт мировой литературы им. А.М.Горького

Российской академии наук

121069, г. Москва ул.Поварская 25а,  ИМЛИ РАН

8-495-690-05-61

nasledie@imli.ru

edition@imli.ru

 

Тематический каталог

Типы изданий

Продажа электронных книг

Информация об авторе:

Екатерина Юрьевна Моисеева, кандидат филологических наук, научный сотрудник Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия; старший научный сотрудник отдела теории литературы, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7275-1714

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена изучению роли комментариев нарратора как важнейшей композиционной и структурной составляющей современного романа, использование которой позволяет создавать многомерные нарративные структуры. Американский роман «Дом листьев» Марка Данилевского в статье классифицируется как пример эргодической литературы, ориентированной на интерактивный игровой принцип коммуникации. Автор выявляет роль комментариев в организации нелинейного повествования, которое превращает роман в художественный аналог всемирной сети, своего рода гипертекст, в котором количество комментариев, ссылок и сносок никогда не может быть конечным. Таким образом, классическая задача читателя добраться до финала произведения, оказывается невыполнимой: роман не завершается, но мультиплицируется. В статье ставится вопрос о том, как при таких условиях нарушение линейности текста не препятствует, а иногда даже способствует целостности повествования. Авторская интенция заключается в создании романа, который вбирает в себя не только разнообразные по стилю и жанру фрагменты, не только многоуровневую систему нарраций, но также реально существующие исследования, историю, архитектуру, фотографии, рисунки, отсылки к музыкальным произведениям, фильмам и реальным событиям, оформляя их как комментарии, которые оказываются готовой формой «чужого слова». Читатель, таким образом, погружается в гибрид интернет-сайта с его системой гиперссылок и видеоигры, где игроку необходимо выбирать каждое следующее действие как одну из возможных вероятностей. Эргодический роман оказывается созвучен современному сознанию, предлагая ему ту форму произведения, которая больше других востребована современным дискурсом.

  • Ключевые слова: комментарии нарратора, современный роман, эргодическая литература, сознание, гипертекст.

Поиск по сайту

Поиск по текущему разделу