Информация об авторе:
Смирнова Н.Н.
Наталья Николаевна Смирнова, доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6980-7353
E-mail:
Аннотация:
Работы М.О. Гершензона-пушкиниста часто рассматривают в контексте Пушкинского мифа Серебряного века. Это во многом справедливо, но и в то же время представляет известную условность, а именно: считается, что творчество Пушкина было для Гершензона лишь поводом, чтобы высказывать свои философские идеи. При этом игнорируется концепция личностного вúдения, выдвинутая ученым, и проблема исследовательской субъективности в целом. В некотором смысле, индивидуальная позиция, особенно в гуманитарных науках, может быть представлена в аспекте определенной «мифологии». Однако такая постановка вопроса в каждом конкретном случае индивидуальной позиции не прояснит. В настоящей статье речь идет преимущественно об исследовательских принципах Гершензона-пушкиниста, его индивидуальном подходе к изучению и комментированию наследия поэта, позволившем ему рассматривать творчество Пушкина как важную часть мировой сокровищницы, где слово откровения апеллирует к «первоначальному мифу». «Мудрость Пушкина» (1917–1919) открывает мудрость тысячелетий в преемственности идей и образов, отраженных в истории языка. С этой точки зрения, пушкиноведческие работы Гершензона являются многослойным комментарием к некоторому мыслимому изначальному тексту, включающему в себя все созданное и еще только предстоящее человечеству. В этом едином пространстве мировой мысли циркулируют энергии, названные Гершензоном «гольфстремы духа» (в книге о Пушкине и Гераклите «Гольфстрем», 1922), соединяющие «первоначальный миф», идеи и образы настоящего и предвидение мира грядущего. В этом единстве изначальный текст продолжает писаться непрерывно, каждым словом поэта, ученого, комментатора, читателя.