Информация об отв. редакторе:
Зусева-Озкан В.Б.
Вероника Борисовна Зусева-Озкан — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9537-108X
E-mail:
Аннотация:
Предлагаемый том посвящен фундаментальной проблеме литературы и, шире, культуры Новейшего времени, а именно ретроспекции, которая составляет одну из важнейших культурных тенденций XX и XXI вв. В книге исследуются течения, которые, с одной стороны, оглядываются на прошлое истории культуры, порой декларативно и манифестарно, а с другой, осуществляют обновление определенного культурного феномена, зачастую уводящее далеко от прототипа. Сознательная работа писателей с традицией, переосмысление ее элементов, использование их в новом контексте, включение в новые системы связей, рефлексия принципиальной невозможности полного разрыва с прошлым — все это становится общей основой составивших книгу статей. На материале различных национальных традиций рассматриваются вопросы «переписывания классики», литературного трансфера, автометарефлексии литературы, «переизобретения» прошлого. Книга адресована филологам, культурологам и всем, интересующимся историей культуры.
Ключевые слова: культурная ретроспекция, традиция, канон, новаторство, переписывание классики, литературная автометарефлексия, компаративное литературоведение.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРИЯ РЕТРОСПЕКЦИИ. «САМООГЛЯДКА» КУЛЬТУРЫ В НЕВЕРБАЛЬНЫХ ИСКУССТВАХ
В.Б. Зусева-Озкан. Префикс «нео-» и проблема культурной ретроспекции
Г.С. Прохоров. Прецедентное и новое: эстетические стратегии эйдетической и креативной поэтик
В.И. Тюпа. Неотрадиционализм: реставрация эстетического
А.В. Марков. Ретроспективные течения в визуальных искусствах
А.В. Марков. Ретроспективные течения в музыке
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕТРОСПЕКЦИИ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ
О.И. Половинкина. «Греция в Китае»: о некоторых особенностях «нового классицистического духа» в англоязычном модернизме 1900–1910-х гг.
М.И. Свердлов. К вопросу о неоромантизме: обновление «пафоса» и литературный трансфер
В.Б. Зусева-Озкан. Русский неоромантизм: слово и явление
А.Н. Беларев, Т.В. Кудрявцева. Специфика немецкого неоромантизма и ее отражение в творчестве писателя-фантаста Пауля Шеербарта
К.А. Чекалов. Французский неоромантизм и массовое чтение: случай Жюля Верна
Г.А. Велигорский. Неоромантизм и детская литература: опыт сравнительного анализа (англо-русский контекст)
А.В. Коровин. Скандинавский неоромантизм и творчество Хольгера Дракманна
Е.Е. Чугунова-Полсон. Эволюция литературного ужаса: на пути к неоготическому (К истории вопроса)
Д.М. Магомедова. «Переписывание классики» в русском неореализме рубежа веков: сфера автора и сфера героя
А.А. Стрельникова. Течение «новая вещественность» в литературном и культурном контексте Веймарской республики: истоки и интерпретации понятия
Ю.С. Патронникова. Из истории итальянского неореализма: кино и литература
Е.В. Огнева. Португальский неореализм: путь длиной в полвека
А.В. Голубцова. Итальянский неоавангард и «традиция новаторства»
А.Ф. Кофман. Латиноамериканское необарокко: теория и художественная практика
А.В. Елисеева. «Новая субъективность»: ярлык или научный термин?
К.Р. Андрейчук. Шведский неомифологизм: к постановке проблемы
Е.В. Халтрин-Халтурина. Неовикторианский роман и модель викторианского «драматического монолога»
Ю.С. Подлубнова. Искренность, «новая искренность» и «новейшая искренность» в русской литературе: от сентиментализма до метамодернизма
Именной указатель